Блок эффектов для
"соло-гитары"
Обработано автором
по материалам журнала "Моделист конструктор"23/02/99
Прежде
чем рассказать о работе прибора в целом, остановимся на одном из его составных
элементов - преобразователе спектра электрического сигнала, или Чтобы получить
этот эффект, нужно обогатить исходный сигнал большим числом нечетных гармоник.
Существует несколько способов, а соответственно и схем, для их достижения.
Мы остановимся на преобразователе спектра, представляющем собой УНЧ с переусилением.
Простейшая схема “Fuzz”-устройства представлена на рисунке
1. Двухкаскадный УНЧ с большим коэффициентом усиления ограничивает сигнал
по максимуму и минимуму. “Чистая” синусоида искажается. Повышается число
нечетных гармоник. Звучание электрогитары обретает при этом самые различные
оттенки, подражая “голосам” язычковых и смычковых инструментов или синтезируя
совершенно новые, “электронные” звуки.
Схема практически
не требует наладки. Однако она имеет одну особенность: в ней должны использоваться
транзисторы с В >= 150.
Работу устройства лучше
всего проверить с помощью звукового генератора и осциллографа. Для этого
на вход схемы со звукового генератора подают синусоидальный сигнал величиной
около 25 мВ. На базе транзистора V2 сигнал - близкий к прямоугольному, а
на выходе он имеет вид (по осциллографу) неправильной искаженной синусоиды.
Подключив электрогитару через преобразователь спектра
к усилителю, с помощью резистора R2 подбирают нужную длительность звука,
следя за тем, чтобы он не обрывался, а затухал постепенно. Резисторами R6
и R7 уравнивают громкости “чистого” и преобразованного звучания.
Общая
принципиальная схема приставки изображена на рисунке 2. Устройство собрано
в корпусе, выполненном в форме ножной педали.
Схема
приставки состоит из четырех отдельных функциональных блоков. На транзисторах
V1 и V2 собран “fuzz”- блок. Включают его тумблером S1. Резисторы R9 и R
10 - регулятора громкости соответственно высоких и низких частот. В качестве
катушек индук-тивностей L1 и L2 можно взять универсальные головки от любого
лампового магнитофона.
Устройство “вау” собрано на
транзисторах VЗ - V5 (см. “М-К” № 3, 1980 г.). Регулируемым элементом перестраиваемого
RС фильтра служит переменный резистор R24 группы “В” (с логарифмической
зависимостью сопротивления). Под-строечный резистор R 11 ограничивает сигнал
электрогитары до 45 - 50 мВ. Блок “вау” включен постоянно и приводится в
действие ножной педалью (рис. 3).
На транзисторах
V7, V8 и V9, VI0 собрано два идентичных симметричных мультивибратора. Вырабатываемое
ими переменное напряжение низкой частоты меняет с определенной периодичностью
внутреннее сопротивление (переход коллектор-эмиттер) транзисторов V6 и V11.
При помощи тумблера S2 каскад V6 подключают к выходу предварительного усилителя
V3. Изменение внутреннего сопротивления транзистора V6 (частота задается
потенциометром R29) приводит к периодическому изменению амплитуды сигнала
с той же частотой. Это и есть амплитудное “вибрато”. Подбором резистора
R25 регулируют глубину модуляции.
Второй мультивибратор
работает аналогично и служит для получения эффекта “вибрато” Т (тембровое).
Блок включается тумблером S3 и управляется педалью. Переменным резистором
R34 регулируют частоту, а R37 - глубину модуляции. Частота изменяется в
пределах 3 - 15 Гц.
Следует учесть, что для получения
определенного звукового эффекта транзисторы V7, V8 и V9, V1 0 должны иметь
попарно одинаковый и достаточно высокий (В=100) коэффициент усиления. Транзисторы
V6 и V11 - кремниевые КТ208 или КТ209.
Если одновременно
включить “вибрато” тембровое и “вибрато” амплитудное с частотой каждого
генератора 10 - 12 Гц, с относительным разбросом обеих частот на 5 - 10%,
можно получить эффект, воспринимаемый, как “летающий” звук.
Приставка
смонтирована на двух печатных платах (см. рис.4, 5). изготовленных из фольгированного
стеклотекстолита или гетинакса толщиной 2 мм.
Если вас интересуют любые другие вопросы из этой сферы пишите
на e-mail
или в форум.
Muzz